Федерация Дзю-Дзюцу и Кобудо Ростовской Области
Меню сайта
Поиск
Форма входа
Категории раздела
Элементы программы [11]
Главная » Статьи » Элементы программы

История Кодокан
Матаэмон Исо поступил в Есин-рю пятнадцатилетним подростком. Школу в то время возглавлял сенсэй Орибэ Хитоцуянаги. У него Исо прозанимался семь долгих и трудных лет вплоть до смерти учителя. А затем вновь принялся искать наставника. На этот раз судьба привела его к Иэмону Хомму, руководившему школой Син-но Синдо-рю. Через несколько лет Исо почувствовал, что достаточно силен в боевом искусстве, и, как было принято в те времена, отправился в рыцарское странствие - мусасюгуэ: людей посмотреть и себя показать. Заключалось мусасюгуэ в том, что, переходя от одного постоялого двора к другому, молодые мастера борьбы или фехтования вызывали местных бойцов на поединок. В общем, искали приключений. Но, как это чаще всего случается, приключения сами тебя находят. Так произошло и с Исо.Однажды в селении Кусацу провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников пытаются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисамуры Исо быстро справился с ними. Но на этом история не закончилась, так как побитые грабители оказались членами мощной группировки, терроризировавшей всю округу. Ни о чем не подозревая, Исо и Нисамура пошли на следующий день после случившегося своей дорогой. Они сделали привал в глубоком овраге и вдруг увидели несколько десятков вооруженных людей. Среди них Исо разглядел и вчерашних грабителей. Дзюдзины быстро сориентировались и заняли выгодную позицию на склоне оврага, так что их невозможно стало обойти с тыла, да и с фронта большой группой атаковать было неудобно. Бандиты приняли этот маневр за отступление и решительно бросились вперед. Первые нападавшие, даже не успев замахнуться, рухнули замертво и покатились вниз. Это несколько охладило пыл остальных, но ненадолго. Один за другим кидались они в атаку, но мечи их рубили пустоту, а сами они падали, корчась от переломов или вовсе бездыханные. Когда число бандитов значительно поубавилось, они остановились в нерешительности, не понимая, почему двое безоружных смельчаков до сих пор живы. Уж не колдовством ли здесь пахнет? Уловив замешательство в рядах противника, дзюдзнны с грозным боевым кличем устремились в наступление. Этого оказалось достаточно, чтобы добрая дюжина жестоких, беспощадных убийц дрогнула и стала отступать, а затем обратилась в паническое бегство. С тех пор банда покинула Оми, и мирные жители смогли вздохнуть с облегчением.Эта история принесла большую славу Исо и его школе, которую он открыл в Эдо (ныне - Токио) и назвал Тэнсин Синъе-рю, что означает "школа Истинного понимания Небесной Воли". Арсенал школы составил 124 приема, а за все время существования ее окончили более 5000 учеников. Основное направление Тэнсин Синъе-рю - болевые и удушающие приемы, а также удары по уязвимым точкам тела (атэми). Основной метод тренировки - свободный поединок (рандори).Но вернемся на три столетия назад, в 1558 год. Китайский мастер Чэнь Юань-бин обучал приемам цюань-шу (кулачного боя) монахов монастыря Секоку-дзи, а также нескольких мирян (самураев). Его лучший ученик Фукуно Масакацу, синтезировав приемы цюань-шу и дзю-дзюцу, создал школу Синто-рю ва-дзюцу. В свою очередь, ученик Фукуно, Ибараги Матаэмон, основал школу Кито-рю.Основным направлением школы стали броски, а методом тренировки - формальные упражнения (ката), выполняемые как в паре, так и поодиночке. Из известных мастеров Кито-рю можно выделить Цунэтоси Икубо - учителя Кано Дзигоро (основателя Кодокан), и Тадзава Токусабуро, который тренировал Морихэи Уэснба ("отца" айкидо). Философия Кито-рю зиждется на двух секретных трактатах дзэнского патриарха Такуана, переданных Фукуно Масакацу. Итак, теперь мы имеем некоторое представление о тех школах, в которых проходил обучение Кано Дзигоро, прежде чем открыть собственную школу Кодокан. Естественно, что Кодокан объединил лучшие броски и ката Кито-рю с ударами, заломами, удушениями и практикой рандори Тэнсин Синъе-рю. Но Кано как личность творческая, конечно, внес много нового в технику дзю-дзюцу. Хотя главная его заслуга заключалась не в этом: Кано спас не только дзю-дзюцу, но все боевые искусства Японии от вырождения, дал им "второе дыхание", новую жизнь.Кано Дзигоро родился в 1860 году в приморском городке Микагэ провинции Сэтцу, что недалеко от Ниото. Древняя фамилия Кано принадлежала к самурайскому сословию, хотя отец Дзигоро уже не служил, а занимался торговлей. После революции Мэйдзи в 1871 году семья Кано переехала в Токио. Окончив школу, Дзигоро поступил в токийский императорский университет (бывший лицей Кайсэй) на литературный факультет. В студенческие годы Кано серьезно размышлял над проблемой достижения гармонии тела и духа. В 17 лет он решил заняться искусством единоборства и поступил в школу наставника Ягэ Тайноскэ. Не особенно сильный физически, Кано сумел все же в короткий срок достичь хороших результатов и был рекомендован в главную школу Тэнсин Синъе-рю, где обучался у известнейшего мастера Факуда "Хатиноскэ, ученика Матаэмона Исо. После таинственной смерти "Хатиноскэ, в которой подозревали его преемника Исо Масатомо, Кано продолжил обучение под руководством Исо. Но и тот вскоре умер, и Кано перешел в школу совершенно инего направления Кито-рю (школа Подъема и Ниспровержения). Там он занимался у учителя Цунэтоси Икубо. Менее чем через два года Кано стал лучшим учеником и получил диплом мастера. Окончив университет, Кано поступил в Высшую школу пэров, перед ним открывались блестящие перспективы, доступ к важным государственным постам. Однако любовь к дзю- дзюцу победила, и в 1882 году Кано открыл собственную школу Кодокан, что можно перевести как "клуб постижения Пути". Школа разместилась в буддийском храме Эйседзи в пригороде Токио. Зал был размером 4х5 м и вмещал всего 12 татами (матов из рисовой соломы). В первый год у Кано было всего 9 учеников, он сам финансировал школу. Одним из нововведений о-сэнсэи Кано явилось то, что раздел соревновательной техники (сиай-вадза), разработанный в Тэнсин Синъё-рю, он поставил во главу обучения, и с него начинали свой путь студенты Кодокан, в то время как традиционная система предполагала изучение базовой техники и ката (парных формальных упражнений) прежде, чем приступить к сиай-вадза. Свою систему он позже назвал ДЗЮДО, позаимствовав этот термин у школы Дзикисин-рю, действовавшей в эпоху Токугава, а ныне забытой. Этим термином Кано стремился подчеркнуть коренное отличие своей школы. Иероглиф "до" означал, в трактовке Кано, единый Путь самосовершенствования, способный привести к общей гармонии на основе усилий каждого.Со временем Кодокан становился все более популярным, и вскоре Кано открыл большой зал на 100 татами в районе Койсикава, в стенах института английской литературы и политэкономии (лицей Гакусюин), куда Кано был назначен директором. Финансирование школы осуществлялось уже на средства самих учащихся.Дзюдо быстро набирало популярность, конкурировало с другими школами Дзю-дзюцу. В течение 5 лет Кано дополнял и уточнял техническую базу Кодокан, много ездил по свету, собирая и обобщая опыт, накопленный разными школами борьбы. Подобно древним мастерам, Кано наполнил свою систему глубокой философией, восходящей к учениям Лао-цзы и Чжуан-цзы. В его понимании искусство борьбы было не самоцелью, а средством воспитания гармонично развитого человека. Все это выгодно отличало творение доктора Кано от пришедших в упадок традиционных школ и вызывало симпатии.Однако с усилением националистических тенденций в Японии старые школы стали рьяно отстаивать свой приоритет. Наконец, в 1886 году, департамент полиции решил пресечь никому не идущую на пользу конкурентную борьбу и совместно с Министерством образования Японии организовал серию встреч между ведущими школами - турнир Правды. В результате были выявлены сильнейшие - Кодокан и Реи-синто-рю. В решающей схватке каждая школа выставила по 15 участников. Результат оказался более чем убедительным: 13 поединков выиграли дзю-дзины Кодокан, 2 - закончились вничью. Систему Кодокан тут же приняли на вооружение в полиции и армии, а с 1889 года его с некоторыми ограничениями ввели в школьную программу как обязательный (!) предмет. Все последующие годы Кано Дзигоро активно вел тренерскую и просветительскую работу, в 1889 году посетил Европу. В начале XX в. лучшие его ученики разъехались по всему миру с миссией распространения учения и техники школы Кодокан. В последнем преуспели мастера Каваиси (в Европе), Маэда (в Бразилии), Ощепков (в России). Один из учеников Кано - чудом попавший в Кодокан русский мальчик Василий Ощепков - за 2 года занятий достиг мастерской степени (1-й дан) и стал первым неяпонцем, получившим черный пояс. В 1913 году он открыл секцию во Владивостоке, положившую начало развитию боевых искусств в России. Вскоре Ощепков сдал экзамен и на 2-й дан. Советская школа борьбы и самозащиты, получившая позднее имя самбо, была создана им на основе Кодокан дзю-дзюцу.Тем временем Кано открыл Культурное общество Кодокан-бункакё-кай (1922 г,), девизами которого стали - оптимальное приложение сил (сэй-реку дзэнъё) и взаимное благоденствие (дзита кёэй). Кано уже придает глобальное значение понятию ДЗЮДО: "Дзюдо означает Путь мягкости, в то время как дзю-дзюцу - техническое мастерство и практику дзюдо". То есть дзюдо он понимает как всеобщий философский и жизненный принцип, а дзю-дзюцу - как искусство применять его в поединке. Свои философские трактаты Кано публикует под псевдонимом Киити Сай, что означает Вместилище Единства.В 1909 году, разделяя тогда еще не извращенные идеи олимпийского движения, Кано стал членом Олимпийского комитета. Проблема включения дзюдо в программу Игр поставила Кано перед выбором: спорт или искусство? Профессор так и не смог ответить на этот вопрос: на заседании МОК в Каире в 1938 году он промолчал, а возвращаясь, умер на корабле, плывущем в Японию. (Вот сюжет для беллетристов!) Что ж, за него решили его преемники. Правда, Дзиро Нанго, руководивший школой после смерти учителя вплоть до второй мировой войны, еще следовал его заветам. А в войну дзюдо пришло в упадок: залы были разрушены. Кроме того, в 1945 году штаб американских оккупационных войск вообще запретил занятия дзюдо (что, кстати, дало мощный импульс школам каратэ, которые и не думали запрещать, т.к. отсутствие прикладной ценности в их технике ни у кого не вызывала сомнений). В 1946 году управление Кодокан унаследовал сын Кано - Рисэй. А через год на американских военных базах разрешили обучать дзюдо военнослужащих. Кодокан начал возрождаться. Но это был уже другой Кодокан. Во всех районах Японии стали проводиться соревнования, в 1948 году прошло первенство страны. Вскоре была создана Всеяпонская федерация дзюдо. В Лондоне - европейская федерация. А в 1956 году в Японии был проведен 1-й чемпионат мира. Внешне все выглядело благополучно: в марте 1958 года в районе Токио Бунъё на улице Касуга было возведено семиэтажное здание "нового" Кодокан. Там было все: самый большой в мире борцовский зал на 1100 кв. м, пять малых и средних борцовских залов, собственный научно-исследовательский институт, свои средняя школа и ВУЗ, а также множество вспомогательных учреждений. Там не было лишь духа дзюдо.Зато в 1959 году странная борьба, унаследовавшая название дзюдо, была утверждена как олимпийский вид и включена в программу "XVII Игр в Токио. Это была вершина взлёта Кодокан, ставшая одновременно символом его падения.Советское самбо пережило подобный кризис: "боевые" приемы, исключенные из раздела спортивной борьбы, были спрятаны под грифом "Секретно" в тайниках КГБ. Все остальное превратилось в синтез вольной борьбы и модерн-дзюдо. Именно это и послужило одной из причин создания Кодокан Син-рю как попытки сохранить традицию школы Кодокан и переосмыслить ее с позиций современности.
Категория: Элементы программы | Добавил: Diablo13ra (08.11.2011)
Просмотров: 2305 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все права защищены "Федерация Дзю-Дзюцу и Кобудо Ростовской Области" © 2024